Картотеки игр «Развиваем внимание», «Развиваем память», «Развиваем восприятие»


Картотека игр «Развиваем внимание»
КАРТОЧКА No1
«Ушки на макушке»
Вариант 1.
Цель:  обучение  способности  концентрировать внимание  на  слуховых  сигналах;  умению  слушать  и слышать.
Описание задания: В абсолютно тихой комнате попросить детей сфокусироваться на звуках, которые им
удается  услышать  (шум  за  окном,  скрип  форточки  и т.п.).  Ребенок  должен  перечислить  все  услышанные звуки.
Вариант 2.
Цель:  обучение  способности:  концентрировать внимание  на  слуховых  сигналах;  умению  слушать  и слышать звуки в новых условиях.
Описание задания: упражнение нужно проводить в шумной (игровой) комнате или на улице. Попросить детей сфокусироваться на звуках, которые им удается услышать.  Ребенок  должен  перечислить  как  можно
больше  услышанных  звуков.  Обратить  внимание
ребенка на различие звуков в новых условиях.

КАРТОЧКА No2
«Хлопни в ладоши»
Цель:  обучение  способности  к  переключению внимания.
Описание  задания:
Взрослый говорит  ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное — хлопни в ладоши».
Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло,  дом,  дорога,  яблоко, дерево,  ковер, лев, стена,  крыша, арбуз,  санки,  снег, тигр, кровать,  тетрадь,  вилка,  лед,  елка, заяц,  волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.

КАРТОЧКА No3
«Зачеркни букву»
Цель:  обучение  способности  концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
Дидактический материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом, карандаш.
Описание задания: Ребенку предлагается газетная вырезка.
Взрослый обращается  к  нему:  «На  этом листочке  написано  много  разных  букв. Ты  должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом.
Какую букву ты хочешь вычеркивать?»
Взрослый с  помощью  секундомера  фиксирует время, которое понадобилось ребенку для зачеркивания букв.  После  этого указывает  ребенку  на пропущенные буквы и предлагает их тоже зачеркнуть.

КАРТОЧКА No4
«Четыре стихии»
Цель: развитие  внимания,  связанного  с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Ход игры: играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается  с  ними,  что,  если  он скажет  слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово
«вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» -произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
Кто ошибается, считается проигравшим.



КАРТОЧКА No5
«Делай то, что я говорю и показываю»
Цель:  тренировка  на  дифференциацию  заданий взрослого.
Описание   задания:   взрослый   медленно совершает разные движения и называет их. («Сжимаю правый кулак,  левой рукой чешу затылок, трогаю кончик носа, поворачиваюсь к окну...»)
Часть  движений  не  должна  совпадать  со словесным  описанием.  Ребенок  должен  выполнять задания  «правильные»,  а  «неправильные»  (ловушки) выполнять не должен.




КАРТОЧКА No6
«Замри»
Цель: развитие внимания и памяти. 
Ход игры:
Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие  должны  застыть  в позе,  на  которую пришлась  остановка  музыки.  Если  кому
- то  из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка
— оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

КАРТОЧКА No7
«Менялки»
Цель:  развитие внимания, коммуникативных навыков, активизация детей.    
Ход игры:
Игра проводится в кругу, участники выбирают  водящего,  который  встает  и  выносит  свой стул за круг, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у
кого ... (светлые волосы, часы и т. д.)» После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место.
Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.


КАРТОЧКА No8
«Корректурные пробы»
Цель:  обучение  способности  концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
Описание  задания:  Ребенку  предлагается расставить значки, как в образце.
Взрослый фиксирует время,  затраченное  на  выполнение  задания,  и  число ошибок

КАРТОЧКА No9
«Бубен, колокольчик, дудочка»
Вариант 1.
Цель:  развитие  активного  внимания,  умения соотносить свои действия со звучанием инструментов.
Дидактический материал: бубен, колокольчик.
Описание  задания:  Во  время  звучания  бубна ребенок должен ходить по комнате, во время звучания колокольчика — бегать по ней.
Вариант 2.
Цель:  развитие  активного  внимания,  умения соотносить  свои  действия  со  звучанием  нескольких разных инструментов.
Дидактический  материал:  бубен,  колокольчик, дудочка.
Описание  задания:  Во  время  звучания  бубна ребенок должен ходить по кругу в одном направлении, во время звучания колокольчика — бегать по кругу в противоположном  направлении,  а  во  время  звучания дудочки  —стоять на месте.

КАРТОЧКА No10
«Найди отличие»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ход  игры: ребенок  рисует  любую  несложную картинку    (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок  должен  заметить,  что  изменилось  в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае  дети  по  очереди  рисуют  на  доске  какой-либо рисунок  и  отворачиваются  (при  этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает
несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли



КАРТОЧКА No11
«Узор»
Цель: развитие слухового внимания.
Дидактический  материал:  тетрадный  лист  в клеточку, карандаш.
Описание  задания:  Ребенок  под  диктовку взрослого рисует узор.
Вариант  задания. Две  клеточки  вверх,  две клеточки  вправо,  две  клеточки  вниз,  две  клеточки вправо, две клеточки вниз. Половину строчки ребенок рисует узор под диктовку взрослого. За тем продолжает
рисовать узор до конца строчки самостоятельно.






КАРТОЧКА No12
«Погода»
Цель:  развитие  умения  переключать  слуховое внимание,  выполнять  действия  согласно  показанной картинке.
Дидактический   материал:   картинки   с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт.
Описание  задания:
Взрослый:  «Сейчас  ты пойдешь  гулять.  Дождя  нет,  погода  хорошая,
светит солнышко (показывает  картинку  с  изображением солнышка).
Можешь собирать ягоды. Но вдруг погода может испортиться. Пойдет дождь. Ты должен сразу, как увидишь  картинку  с  тучкой,  прибежать  ко  мне  и спрятаться под зонтик, который я буду держать».
Упражнение выполнить 5—6 раз.

КАРТОЧКА No13
«Зеваки»
Цель:  развитие  произвольного  внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Ход игры: Все играющие идут по кругу, держась
за руки.  По  сигналу  ведущего  (это  может  быть  звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто
не успел выполнить задание, выбывает из игры.
Игру  можно  проводить  под  музыку  или  под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в  ладоши,  услышав  определенное  слово  песни
(оговоренное заранее)

КАРТОЧКА No14
«Найди отличия»
Цель: развитие умения произвольно переключать и распределять внимание.
Оборудование: карточка  с  изображением  двух картинок, имеющих различия.
Игровые действия:
Ребенку предлагаются:
1)  серия  картинок по  две  картинки  на  каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;
2)  карточка  с  изображением  двух  картинок, отличающихся  друг  от  друга  деталями.  Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция: «Посмотри  внимательно  на  эту карточку.  На  ней  изображены  картинки,  которые отличаются  друг  от  друга  различными  деталями.
Необходимо  быстро  найти  все  имеющиеся  отличия. Начинай искать»


КАРТОЧКА No17
«Запретный номер»
Цель: развитие  произвольного  внимания, самоконтроля,  самодисциплины,
а  также  закрепление навыков счета.
Описание игры :выбирается определенная цифра, например, 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3... Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши. Далее дети считают по очереди до 10. Можно выбрать две запретные цифры (4,7). Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).


КАРТОЧКА No18
«Цветные треугольники»
Цель: развитие  произвольного  внимания и вербальной памяти.
Описание  игры: детям  дают  бумагу,  цветные карандаши  и  предлагают  нарисовать  под  диктовку треугольник, квадрат, круг, снова квадрат и т. д. Всего 10 -12 фигур. Когда эта работы будет завершена, детей
предупреждают о необходимости быть внимательными, т. к. инструкция
произносится только два раза: «Вам нужно  заштриховать  красным  карандашом  все треугольники,  один  круг  и  два  квадрата»  или:  «Вам нужно  заштриховать  синим  карандашом  все  круги, зеленым  карандашом  все  квадраты,  а  красным карандашом все треугольники». Если дети справляются с первым заданием, то в следующий раз условия можно усложнять.


КАРТОЧКА No15
«Не пропусти растение»
Цель: развитие  способности  к  переключению внимания, расширение кругозора. Описание  игры: дети  сидят  в  кругу  и
внимательно  слушают  слова,  которые  произносит
ведущий.  Всякий  раз,  когда  среди  слов  встречается
название растения, дети должны хлопнуть в ладоши.
Варианты слов:
ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА, РАМА. ДОМ, МАШИНА,МАЛИНА, ТОПОЛЬ, ТЕПЛОВОЗ,МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА, ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ИВА, ДОРОГА, ТИГР, БЕРЕЗА, САМОЛЕТ,
ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ИВОЛГА, ВОРОБЕЙ, БАОБАБ, КАШТАН, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО, КЕНГУРУ, КИВИ, ХОККЕЙ, ГОРОД, СОБАКА, БАНАН, ВАСИЛЕК, КУВШИН, МОЛОКО,
ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК, ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА,
КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА, ОСИНА, БАЛЕТ, ТАПОЧКИ,
ПАРКЕТ, ПЛЮЩ, ОДУВАНЧИК, МИМОЗА...
Игра  повторяется  дважды.  Дети,  допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).



КАРТОЧКА No16
«Не пропусти профессию»
Цель: развитие  способности  к  переключению
Внимания, расширение кругозора.
Описание  игры: дети  сидят  в  кругу  и внимательно  слушают  слова,  которые  произносит ведущий.  Всякий  раз,  когда  среди  слов  встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши.
Варианты слов:
ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА,ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЕР, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО,
ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА, ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР, ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ, ВЕТЕРИНАР, ЛОЖКА,
ПТИЦА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ, СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ПУЛЕМЕТ, ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ФОТОГАФ, БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ, АРТИСТ, СВЕЧА, ГАЗЕТА,
КОНТРОЛЕР, ШУТКА, СОЛНЦЕ, ПОЛЕВОД, ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЧЕРТЕЖНИК, РОЩА, БУХГАЛТЕР, САМОВАР, ГЕОЛОГ, ПАЛЬТО,
ПЕВЕЦ, БАЛЕРИНА, СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ, ВАЛЬС, ПУЛЕМЕТЧИК, КОНЬКИ, МАЛЯР, БУТЕРБРОД, ОБРЫВ, СУДЬЯ, УЛЫБКА,
СОВЕСТЬ, ИНЖЕНЕР, МОРОЗ, ОГОНЬ, ГЛИНА, СКУЛЬПТОР, ТОЛСТЯК, ЛЕТЧИК, АГРОГНОМ, ОКЕАН, КОМПАС, МИЛИЦИОНЕР,
ВЛАСТЬ, МОДЕЛЬЕР, ПРЕЗИДЕНТ, ПОЖАРНЫЙ, РЕЧЬ, СЛЕДОВАТЕЛЬ, ПАМЯТЬ, ЭЛЕКТРОМОНТЕР.





Картотека игр «Развиваем память»

КАРТОЧКА No1
«Что изменилось?»
Вариант 1.
Цель:  обучение  навыкам  запоминания  образа, ситуации.
Дидактический  материал: одна  картинка  с изображением, например, ванной комнаты. Другая - с изображением той же ванной комнаты, но предметы на ней переставлены и находятся в другом порядке.
Описание   задания:   Ребенку   предлагают рассмотреть   первую   картинку   и   запомнить расположение  предметов.  Затем  предлагают  другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение. Время не ограничено.
Вариант 2.
Цель: Развитие внимания, памяти.
Материал: четыре  больших  квадрата  (три красных,  один  зеленый),  два  маленьких  зеленых квадрата, один маленький зеленый круг.
Содержание игры: Педагог предлагает детям – вы закроете  глаза,  я  уберу  один  квадрат,  и  вы  скажите, какой именно квадрат я убрала: большой или маленький, красный  или  зеленый.  Когда  дети  будут  быстро справляться  с  заданием,  можно  убрать  сразу  по  2-3 квадрата.

КАРТОЧКА No2
«Посмотри, запомни, повтори»
Цели: развивать внимание, двигательную память.
Материал: картинки    со    схематическим изображением поз человека.
Ход: игра  проводится  индивидуально  или  с группой   детей.   Педагог предъявляет   детям последовательно картинки  с  изображением  различных поз человека. Дети выполняют необходимые движения, затем,  через  время  педагог  предлагает  детям воспроизвести последовательность движений. Речевой  материал: смотри  внимательно,  делай так же, запомни. Повтори, верно – неверно. Молодец.


КАРТОЧКА No3
«Чего не стало?»
Цели: развивать  внимание,  память,  мышление, закреплять   словарный  запас,   отрабатывать определенный метод запоминания.
Оборудование: игрушки,  предметы,  таблички, картинки.
Ход :игра  проводится  индивидуально  или  с группой  детей.  Педагог выставляет  на  стол  игрушки (предметы).  Затем  с  помощью  определенного  метода: составление  сюжета;  методом  ассоциаций,  методом трансформации, методом «Цицерона» или ориентируясь на фотопамять  предлагает ребенку запомнить игрушки. Например,  метод  составления  сюжета: гриб рос под елкой,  прилетела птичка и  села  на  елку, видит машина, в ней едет кукла и т.д.; проговаривание может сопровождаться действиями. Педагог считает до трех, дети закрывают глаза. Педагог убирает одну или более игрушек и предлагает детям 
вспомнить,  чего  нет?  Дети  называют  или показывают  предмет.  Игрушка  ставится  на  место педагогом или ребенком. Речевой материал: посмотри, будь внимателен, запомни.  Чего нет?  верно – неверно, молодец.

КАРТОЧКА No4
«Запомни картинки»
Цель: развитие зрительной памяти.
Дидактический  материал: пять  картинок  с изображениями  знакомых  предметов:  стула,  куклы, яблока, кастрюли, тарелки.
Описание задания: Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки  переворачивают.  Педагог показывает  на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.


КАРТОЧКА No5
«Каскад слов»
Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.
Описание задания:  Педагог просит  ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать  два.  Ребенок  должен  их  повторить  в  той  же последовательности. Затем педагог называет три слова и т.д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2—3 раза.
1) огонь; 2) дом, молоко; 3) конь, гриб, игла; 4) петух, солнце, асфальт, тетрадь; 5) крыша, пень, вода, свеча, школа; 6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб; 7)
орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын; 8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел; 9) мяч, яблоко,  шапка,  морковка,  стул,  бабочка,  метро,  цыпленок,  носки;  10)  грузовик,  камень,  ягоды,  портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник..


КАРТОЧКА No6
«Запомни и покажи»
Цель: развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти.
Дидактический   материал: таблица   с изображением 4 и 9 фигур.
Описание задания: В течение 5 с. показывается таблица с изображением четырех фигур, затем таблица с изображением девяти фигур. Ребенок должен показать во второй таблице фигуры из первой. При этом первая таблица закрывается.






КАРТОЧКА No7
«Кто за кем?»
Цели: развитие  объёма  внимания,  зрительного восприятия.
Содержание игры: Группа детей делится на три команды. Шестеро из них, по два человека от каждой команды, выходят к доске и становятся в шеренгу. Один из  них  (водящий) – спиной;  остальные  в  это  время перестраиваются (меняются местами).
Ведущий  подаёт  сигнал,  и  водящий,  быстро повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить, кто за кем стоит. По новому сигналу через 5-10 секунд
водящий,  отвернувшись,  должен  сказать,  в  каком порядке стоят за ним ребята. То  же  самое  выполняют  водящие  из  второй  и третьей команд. Ведущий отмечает на доске полученные каждой командой очки.

КАРТОЧКА No8
«Рассмотри внимательно»
Цель: развитие произвольного внимания.
Дидактический  материал: любая сюжетная картинка.
Описание задания: Педагог показывает ребенку любую  сюжетную  картинку  и  просит  ребенка внимательно  ее  рассмотреть  и  запомнить  как  можно больше  деталей.  Затем  картинку  закрывает.  Педагог задает  вопросы по картинке, например: «Сколько елочек было на картинке?», «Кто катался с горки?» Ребенок должен ответить на все вопросы.

КАРТОЧКА No9
«Кто не на месте?»
Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
Дидактический  материал: десять  небольших игрушечных животных.
Описание задания: Игрушки выставляются перед ребенком  на  столе  в  один  ряд.  Педагог предлагает ребенку  запомнить,  какая  игрушка  на  каком  месте находится.  Затем  ребенок  отворачивается,  а  педагог переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается  и  отвечает  на  вопрос:  «Кто  не  на месте?».
Игра проводится 5—6 раз

КАРТОЧКА No10
«Воспроизведение геометрических фигур»
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
Оборудование :карандаш,  чистый  лист  бумаги, соответствующий размеру образца.
Игровые  действия : Ребенку  предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.
Инструкция: «Посмотри  внимательно  на  эти геометрические  фигуры  и  постарайся  запомнить  их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и  ты  на  листе  бумаги  должен  будешь  по  памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».

КАРТОЧКА No11
«Что изменилось на карточке?»
Цели: продолжать формировать пространственное мышление;  развивать пространственное  восприятие; тренировать зрительную память.
Материал: карточка с 9 квадратами и комплект из 9 разноцветных крышек один на всех.
Краткое   описание   игры: Крышки раскладываются по всем квадратам. Дети запоминают расположение  крышек  на  карточке.  Затем  закрывают
глаза,  и  2,  3,  4  крышки  меняются  местами.  Дети  по очереди находят изменения. (Задание повторяется для каждого  ребенка.)  Остальные  дети  наблюдают правильность выполнения.


КАРТОЧКА No12
«Посмотри внимательно и нарисуй, что запомнил»
Цель: развитие у детей способности смотреть и запоминать  увиденное,  активизация  внимания  и зрительной памяти.
Ход игры: Перед ребенком кладется карточка с изображением  какой-то  фигуры.  Он  внимательно смотрит  на  эту  фигуру  в  течение  10  секунд.  Затем карточка  переворачивается  изображением  вниз,  а  на своем листе бумаги ребенок рисует то, что запомнил.

КАРТОЧКА No13
«Запиши буквы, как запомнил»
Цель: развитие слуховой памяти и произвольного внимания.
Ход  игры: Один  раз  произносите  любые  пять букв.  Дети  должны  записать  их  в  той  же последовательности.
Варианты задания предлагаются 2-3 раза.
Примечание: если  дети  затрудняются  в запоминании пяти букв, можно начать с четырех.
                                     Картотека игр «Развиваем восприятие»
Волшебный мешочек
Возраст: 4 — 7 лет.
Цель игры: научить детей различать предметы по форме и размерам.
Необходимое оборудование: мешочек, сшитый из плотной ткани, размером приблизительно 20 х 35 см, 8—10 разных предметов небольших размеров (пластмассовые буквы или цифры, чайная ложка, карандаш, кубик, большая пуговица). Предметы могут быть самыми разными, главное — чтобы они отличались друг от друга формой.
Ход игры (игра может проводиться как в группе, так и с одним ребенком). Ведущий объясняет, что у него в руках волшебный мешочек. Волшебный он потому, что в нем лежит много всяких вещей, но видеть их нельзя: можно лишь на ощупь определить, что в нем лежит.
Участники игры по очереди подходят к ведущему и опускают руку в мешочек, не глядя в него.
Нащупав какой-либо предмет, участник игры, не вынимая руку из мешка, должен сказать, что он взял. Затем ему разрешается вынуть руку из мешка вместе с взятым предметом и проверить, прав ли он. Выигрывает тот, кто не ошибся.
Примечание. Игру можно варьировать (например, не опускать руку в мешочек, а прямо через ткань на ощупь распознать все предметы, которые в нем лежат). Такой вариант больше подходит для игры с одним ребенком.

Построй башню

Возраст: 3 — 5 лет.
Цель игры: научить детей различать формы предметов на ощупь. Кроме того, игра позволяет закрепить умение детей считать.
Необходимое оборудование: кубики, несколько шариков, конусов или других геометрических фигур, шарф, платок или маска для завязывания глаз игрока.
Ход игры (в эту игру можно играть и дома с ребенком, и в детском саду с группой детей). Суть игры состоит в том, что одному из игроков завязывают глаза и раскладывают перед ним кубики, среди которых помещают и другие фигуры (шарики, конусы). Игрок должен на ощупь выстроить из кубиков башню как можно выше. Если ему вместо кубика попадается что-то другое, он должен откладывать ненужную фигуру. Пока игрок ставит один кубик на другой, остальные дети громко считают хором. Игра продолжается до тех пор, пока башня не обрушится, после чего в игру вступает другой участник.

Карточки-загадки

Возраст: 2 — 4 года.
Цель игры: научить детей распознавать разные формы предметов, видеть схожие предметы (с одинаковой формой). Кроме того, эта игра тренирует моторику пальцев, развивает абстрактное мышление.
Необходимое оборудование: картонные карточки с прорезями в виде геометрических фигур и соответствующие им фигуры. Можно заготовить 7—8 таких карточек с прорезями в форме треугольника, квадрата, круга, звездочки, полукруга, восьмиугольника, овала.
Ход игры. Ребенок должен подобрать геометрическую фигуру к каждой карточке с прорезью соответствующей формы. В этой игре может принимать участие и один ребенок, и несколько (в этом случае к игре добавляется еще и элемент соревнования).







Волшебные коробочки

Возраст: 4 — 6 лет.
Цель игры: научить детей различать всевозможные геометрические фигуры, классифицировать предметы по форме. Игра развивает внимание и сообразительность.
Необходимое оборудование: вырезанные из разноцветного картона геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал) и коробочки по числу видов фигур.
Ход игры (в игре одновременно может участвовать до 5 человек). Ведущий — воспитатель — раздает детям по коробочке, а картонные фигуры в беспорядке рассыпает по столу. После этого ведущий распределяет между детьми задания: кто-то из игроков должен будет собрать в свою коробочку только квадраты, кто-то — только треугольники и т. д. После этого игра начинается. Тот, кто выполнил задание быстрее и качественнее всех, объявляется победителем.

Примечание. Очень важно, чтобы геометрические фигуры были разного цвета, так как это учит относить предмет к какому-либо виду по форме, невзирая на цветовые различия, которые для данного задания не важны.

Мама и дочки

Возраст: 4—5 лет.
Цель игры: научить детей различать однородные предметы по их размеру (познакомить их с понятиями «большой» и «маленький»).
Необходимое оборудование: однородные предметы разных размеров. Например, одна большая кукла и пять- шесть кукол поменьше, одна большая игрушечная собака и несколько маленьких и т. д.
Ход игры (в игре участвует столько человек, сколько наборов игрушек). Каждому игроку дается по одной большой игрушке, а маленькие раскладываются на столе безо всякой системы. Ведущий (воспитатель, кто-то из родителей) объясняет, что большая игрушка — это мама. Ее дети гуляют на площадке, но теперь им пора идти обедать. Игроки должны помочь «мамам» собрать «детей», то есть подобрать к своей игрушке маленькие игрушки того же типа (к кукле — маленьких кукол, к собаке — маленьких собачек и т. д.) Выигрывает тот, у кого получилось быстрее всех собрать возле «мамы» всех «детей».
Примечание. Если вы хотите, чтобы игра оказывала воздействие не только на восприятие качеств величины предметов, но и на восприятие формы, то можете заменить игрушки плоскими геометрическими фигурами: большой квадрат + маленькие квадраты, большой круг + маленькие круги или геометрическими телами: большой кубик + маленькие кубики, большой мяч (шар) + маленькие мячики (шары).







Высоко — низко

Возраст: 5 — 6 лет.
Цель игры: научить детей видеть различия размеров, правильно воспринимать качества, характеризующие величину (большой — маленький, узкий — широкий) и пространство (далекий — близкий). Игра способствует развитию внимания.
Ход игры (в игре может принимать участие практически неограниченное число человек). Ведущий объясняет правила игры, демонстрируя основные движения, которые следует выполнять игрокам. При слове «высоко» они должны вытянуть правую руку вверх и потянуться на цыпочках, при слове «низко» — присесть на корточки и ладонью «отмерить» несколько сантиметров от пола. При слове «широко» игроки должны развести руки в стороны, а при слове «узко» — сблизить ладони, «отмеряя» ими небольшое расстояние. При слове «далеко» игроки выбрасывают вытянутую руку вперед, а при слове «близко» приближают ладонь к груди. Игра начинается.
Ведущий произносит слова и выполняет движения:
♦ Далеко — близко.
♦ Высоко — низко.
♦ Широко — узко.
Игроки выполняют движения сначала под руководством ведущего, а потом и без его помощи. Добившись того, чтобы движения игроков соответствовали словам, ведущий начинает нарочно запутывать их, произнося слова не в том порядке. Задача участников игры — не сбиться, выполняя нужное движение своевременно.
Примечание. В эту игру можно играть и с детьми 7 — 8 лет. В этом случае игру можно и усложнить, сделав акцент на внимательность игроков. Ведущий должен произносить слова, но выполнять не соответствующие им движения, например, при слове «широко» приседать, изображая «низко». Задача участников игры — не поддаваться провокации и следовать словесным инструкциям ведущего, а не жестам.

Что из чего состоит?

Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: научить детей различать разные формы. Игра способствует развитию аналитического мышления и восприятия целостности предмета, состоящего из разных частей.
Необходимое оборудование: различные предметы или игрушки. Желательно, чтобы по игрушке было хорошо видно, из каких геометрических частей она состоит.
Ход игры (в игре может принимать участие практически неограниченное количество человек, в нее можно играть дома и в группе). Ведущий — взрослый — ставит перед детьми на стол один из предметов (например, игрушечный трактор) и просит детей назвать как можно больше геометрических фигур, из которых состоит игрушка. Так, например, кабина у трактора прямоугольная, колеса — круглые и т. д. В этой игре побеждает тот из участников, кто сумеет назвать больше частей — геометрических фигур, из которых состоит игрушка.










Найди предмет такой же формы

Возраст: 4 — 5 лет.
Цель игры: научить детей распознавать разные геометрические фигуры, различать элементы этих фигур в самых разных повседневных предметах, а также развить у детей абстрактное мышление.
Необходимое оборудование: рисунки с изображенными на них геометрическими фигурами, различные предметы заданной формы (например, тарелка, обруч, если речь пойдет о круге; или лист бумаги, небольшая картина, поднос, книга, если речь пойдет о прямоугольнике).
Ход игры (количество участников неограниченно, можно проводить эту игру на занятиях в детском саду, посвященных изучению форм предметов). Воспитатель объясняет свойства той или иной геометрической фигуры, показывает, как она выглядит. Затем воспитатель предлагает детям поискать в помещении предметы, имеющую изученную на занятии форму (например, только круглые или только квадратные). Участники должны за возможно короткое время отыскать эти предметы. Выигрывает тот, кто нашел наибольшее количество таких предметов. Ответы вроде «круг есть в чашке, потому что у нее круглое дно» или «прямоугольная коробка» приветствуются особо, во-первых, потому, что дети еще не изучали геометрические тела (шар, параллелепипед, куб), а во-вторых, потому, что ребенок, давший такой ответ, видит, из каких геометрических фигур состоит предмет и, следовательно, мыслит абстрактно.
Примечание. Такие предметы наверняка найдутся в помещении группы, но воспитатель может еще перед началом игры специально разложить в разных местах несколько подобных «заготовок».

Бык

Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: научить детей ориентироваться в пространстве, развить их интуицию.
Необходимое оборудование: небольшая палочка длиной 10—12 см.
Ход игры. В «Быка» хорошо играть вдвоем. Если в игре хочет принять участие большее количество игроков, то играть придется по очереди.
Для начала расчищается игровое поле. Играть в «Быка» обязательно надо на песке, причем на сыром. Для игры необходимо выровнять площадку примерно 30 х 40 см. Один из игроков, взяв палочку, садится спиной к игровому полю, а второй в это время, сжав руку в кулак, слегка вдавливает ее в песок. После этого на песке должен остаться четкий (потому и необходим именно сырой песок) отпечаток кулака, который и называется в игре «быком». Второй игрок, сидя все так же спиной к игровому полю, должен воткнуть палочку в отпечаток. Поскольку сделать это он должен не глядя, ему придется ориентироваться только на словесные указания первого игрока, такие, например, как: «Вправо!», «Чуть-чуть влево!» и т. д. После того как игроку удалось таким образом попасть палочкой в «быка» игроки меняются ролями (или в игре принимает участие новая пара игроков).
Примечание. Первому игроку нужно завязать глаза, тогда он сможет ориентироваться только на слух. Для детей постарше можно усложнить задачу: пусть первый игрок не поворачивается к кругу и держит палку за спиной. Ему будет не очень удобно действовать подобным образом, однако это очень хорошее упражнение на координацию движений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий